Корзина
14 отзывов
Сезонная скидка на услуги моделирования - 15 %Заказать со скидкой
+380675621103
Виды повреждений зубчатых колес в процессе эксплуатации

Виды повреждений зубчатых колес в процессе эксплуатации

Что необходимо знать о видах повреждений зубчатых колес в процессе эксплуатации

30.05.15

Выделяют различные виды повреждений зубчатых колес:

Ø излом зубьев (усталостный; статический из-за попадания в зацепление зубьев посторонних предметов и заедания валов колес в подшипниках скольжения, разрушениями подшипников качения или других деталей; трещины; скол торцев; скол вершин);

Ø контактные повреждения зубьев (усталостное выкрашивание; отслаивание поверхностного слоя);

Ø износ зубьев (абразивно-механический; заедания; поднутрение);

Ø пластические деформации рабочих поверхностей зубьев.

Решающая роль той или иной причины выхода из строя зубчатых колес зависит от целого ряда факторов: материала колес, качества их изготовления (точность, шероховатость, термообработка), режимов эксплуатации и т. д.

Несмотря на то, что излом в общей статистике повреждений имеет относительно небольшую долю, он является наиболее опасным видом повреждения, поскольку приводит к аварийной остановке машины. При чем при поломке одного зуб увеличиваются динамические воздействия на последующий зуб, что приводит к увеличению числа разрушенных зубьев.

Наличие излома или трещины хотя бы одного из зубьев, независимо от причины его возникновения является браковочным признаком.

Излом зуба происходит в зоне максимального напряжения (у скругления ножки зуба) по продольному сечению и имеет криволинейный поперечный контур, который в зависимости от вида нагрузки и термообработки бывает либо вогнутым, либо выпуклым. Усталостный излом имеет вогнутый профиль, т. е. направленный в тело колеса. Для колес улучшенных или объемно-закаленных ― без ступеньки, для колес с поверхностным упрочнением со ступенькой.

Статистический излом, встречающийся реже, имеет выпуклый контур, также без ступеньки и со ступенькой. В случае поверхностного упрочнения начальная трещина на глубину упрочненного слоя образуется от воздействия нормальных напряжений, а дальнейшее разрушение происходит под воздействием касательных напряжений.

Усталостному излому предшествует трещина усталости, которая начинает зарождаться на нагруженной стороне у основания зуба, чаще на кромке торца; в дальнейшем трещина развивается вдоль ножки зуба по нормали к переходной кривой в направлении сжатой стороны. На поверхности усталостного излома, чаще из-за малых размеров зуба, можно наблюдать ни пять, а три зоны развития трещины:

Ø гладкую, где происходило зарождение трещины и ее медленный рост,

Ø шероховатую, где рост трещины ускоряется,

Ø грубую, где произошло хрупкое разрушение зуба.

Напряжённое состояние в опасном сечении зуба зависит от геометрических параметров зуба.

 

Предыдущие статьи